Фотоотчет о паломнической поездке в Иоанно-Богословский монастырь

Есть в России удивительное место. На высоком берегу Оки стоит мужской монастырь в честь Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Самая древняя обитель Рязанского края, полная особой благодати. Это место, по преданию, выбрано самим Апостолом.
Монастырское предание относит возникновение обители к концу XII или началу XIII столетия. Считается, что она была основана греческими монахами-миссионерами, которые пришли на эти земли по приглашению великого князя Рязанского для просвещения местных язычников светом Христовой Веры.
Греческие иноки и принесли с собой икону Иоанна Богослова, именем которой и был назван монастырь. Сама эта икона, по преданию, была написана в VI столетии в Византии мальчиком-сиротой, рукой которого водил сам, явившийся ему, апостол Иоанн Богослов.
Главный храм обители — Иоанно-Богословский собор, построенный в 1689 году. В соборе находится большой мощевик, в котором хранятся частицы мощей более 120-ти угодников Божиих. Среди них мощи апостолов: Петра, Андрея Первозванного, Евангелистов Матфея и Луки, святителя Николая Чудотворца, великомученика и целителя Пантелеимона, великомученика Георгия Победоносца. Слева от Царских врат находится чтимая Тихвинская икона Божией Матери. Под правым рукавом Божией Матери, именно под поручем, имеется мешочек, в который вложено несколько ворсинок или ниточек от хитона Пресвятой Богородицы. Икона украшена многочисленными нательными крестами, кольцами — свидетельствами благодатной помощи, которую Царица Небесная подавала после молитвы перед этим образом. Левее, за Тихвинской иконой, у самого окна виден образ Святителя Николая Чудотворца. Внизу образа, под большим декоративным камнем сокрыта частица мощей святителя. На правой стороне храма у каменной арки стоит Распятие. В него под ноги Спасителя вложен камень от горы Голгофы.
В Иоанно-Богословском соборе, под его алтарной частью устроен храм, освященный в честь преподобного Серафима Саровского, священномученика Иувеналия Рязанского и всех новомучеников и исповедников Российских. Это храм-усыпальница.
В нем покоятся честные останки трех архимандритов: Виталия, Тихона и Зосимы — последних настоятелей монастыря, которые преемственно управляли им до его закрытия в 30-е годы ХХ-го века. Здесь же находится могила архимандрита Авеля (в схиме Серафима (Македонова)) — наместника обители. Несомненно, по промыслу Божию у истоков возрождения монастыря оказался именно отец Авель, с юности посвятивший себя Богу. В девятнадцать лет он уже стал священником. Шестьдесят лет отдал служению Богу, в том числе был настоятелем Свято-Пантелеимонова монастыря на святой горе Афон, спасая его от закрытия. Много лет батюшка был духовником Рязанской епархии. Удивительный старец нашего времени!
Рядом с Богословским «летним» собором находится «зимний» Успенский, построенный во второй половине XIX-го века.
В храме установлен замечательный по своей красоте фаянсовый иконостас, в котором имеются выразительные, весьма тонкого письма, иконы, созданные в стиле XVII века. В алтаре Успенского собора на престоле пребывает чудотворная икона Божией Матери «Знамение-Корчемная», которую по воскресным дням, после Божественной Литургии, выносят и полагают на аналой посреди храма. Перед ней совершается молебное пение с водосвятием.
В этом же храме, слева от амвона, на высокой подставке, находится (чудотворная) Тихвинская икона Божией Матери, мерой и подобием сходная с древним, всемирно известным чудотворным образом, пребывающим ныне в Тихвинском Богородичном Успенском монастыре под Санкт-Петербургом.
Рядом с этим образом располагается цилиндрический по виду ковчежец с главою одного из невинно убиенных Вифлеемских младенцев.
Под малой шатровой колокольней XVII-го века располагается храм, освященный в честь Тихвинской иконы Божией Матери, святителя Николая чудотворца и благоверного царя-страстотерпца Николая.
На втором этаже братского корпуса устроен храм в честь иконы Пресвятой Богородицы «Скоропослушница», великомученика и целителя Пантелеимона и великомученика Георгия Победоносца. Покойный архимандрит Авель называл его «небоподобным», то есть похожим на небо. Убранство и росписи этого храма выполнены в византийском стиле. Храм этот особенно примечателен тем, что в нем хранятся многие монастырские святыни.
В архитектурном ансамбле монастыря господствующее положение занимает высокая 76-ти метровая колокольня, построенная в начале ХХ-го века в псевдорусском стиле. Она оснащена полным набором колоколов, самый тяжелый из которых весит 8 тонн 400 килограмм. На большие церковные праздники с нее слышится внушительный звон «во вся тяжкия, созывающий братию и прихожан на Всенощное бдение и Божественную Литургию.
Рядом с большой колокольней находится часовня в честь иконы Божией Матери «Иверская», расположенная в «древних» Святых вратах обители.
На расстоянии около трехсот метров от обители на Святом Источнике расположена каменная пятиглавая часовня, а рядом с нею купальня.