Программа паломничества

1 день

19:00 — молебен о путешествующих в Покровском соборе. Отправление группы на автобусе. Ночной переезд.

2 день

Приезд в с. Антушково. Литургия в монастыре Животворящего Креста — место явления Креста Господня.
Трапеза. Село Антушково ранее называлось Никольский погост, поскольку именно там 29 мая/11 июня 1423 года местным пастухам было явление Животворящего Креста с предстоящим перед ним Николаем Чудотворцем. На месте Никольского погоста до явления Креста Господня было большое болото, называемое Сахотским, которое после явления Креста чудесным образом за ночь высохло, образовав место для строительства церкви. В память чудесного явления вновь построенная церковь была освящена в честь Николая Чудотворца с приделом в честь происхождения честного древа Животворящего Креста Господня. Она была строена из дуба и простояла много лет, но «Божиим соизволением, а наших ради согрешении, во время пожара церковь Божия сгорела». Сгорела, но в тот же год было возобновлена в дереве. В 1776 году на месте обветшавшей деревянной была построена и освящена уже каменная церковь с тремя престолами: главным — в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня и приделами — во имя Святителя Николая и в честь Покрова Божией Матери. В 1824 году на Никольском погосте вокруг храма было решено построить монастырь, что бы богослужения у святыни — Животворящего Креста Господня — совершались ежедневно, что было до этого невозможным по причине малочисленности приходского Крестовоздвиженского храма. Успели построить специально для этого небольшой кирпичный завод и келейный корпус. Однако на этом все и завершилось по неизвестной причине. Келейный корпус был позднее отдан под земское народное училище. В начале XIX века приход церкви Никольского погоста был довольно большим: тринадцать деревень с населением около 1500 человек.
Переезд в с. Годеново. Посещение храма во имя Святителя Иоанна Златоуста. Поклонение Животворящему Кресту Господню.
«Сначала пастухи увидели «свет неизреченный с греческой стороны». Затем, подойдя поближе, заметили будто висящий в воздухе Крест с распятым на крестном древе Спасителем и предстоящим у Креста Святителем и Чудотворцем Николаем со Святым Евангелием в руках. И услышали они голос, который велел им на этом месте построить Храм — «дом Божий»…
Удивительна и чудесна история Животворящего Креста. Он уцелел в огне, когда сгорела старая церковь, он выстоял, когда после 1917 года богоборцы пытались распилить его пилами и разрубить топорами. И все эти годы — без малого шесть столетий — Животворящий Крест даровал людям Чудо исцеления от различных недугов и прощения. Рассказы о чудесах и исцелениях от Креста многие века записываются в специальную книгу, хранящуюся в Храме.
Переезд в г. Ростов Великий. Посещение Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря, в котором покоятся мощи св. Дмитрия Ростовского.
Экскурсия по обители. Основателем Яковлевской обители является епископ Иаков, а её подлинный расцвет связан с именем митрополита Димитрия — прославленного Российского чудотворца нового времени. Два ростовских владыки — святители Иаков и Димитрий — духовные столпы и небесные покровители Яковлевского монастыря. Сам факт его существования и самые важные, поворотные моменты его истории были определены их прижизненной волей или посмертным почитанием. Яковлевский монастырь был основан епископом Иаковом († 1392) и стал местом его упокоения. Спустя три столетия, в XVII веке, обитель уцелела, поскольку была приписана к Ростовскому архиерейскому дому, а причиной того явилось наличие в ней чудотворных мощей святителя Иакова.
В начале XVIII столетия митрополит Димитрий († 1709), известный церковный деятель и духовный писатель петровского времени, завещал похоронить себя в Яковлевском монастыре. Погребение владыки в монастырском соборе и обретение его мощей, причисление Димитрия Ростовского к лику святых и широчайшее распространение его почитания принесли Яковлевскому монастырю славу и процветание.
После революции 1917 г. Спасо-Яковлевский монастырь был разграблен и упразднен, но не уничтожен, а спустя семь десятилетий, в 1991 г., стал первым действующим монастырем Ростова. С каждым годом обитель преображается, возвращая свою былую славу. И по сей день мощи святителей Иакова и Димитрия покоятся в Спасо-Яковлевском Димитриевом монастыре, храня и оберегая свою обитель.
Одной из самых почитаемых святынь Спасо-Яковлевского монастыря является Ватопедская икона Богоматери. На протяжении всей жизни митрополита Димитрия она являлась его келейным образом, не оставила она его и после смерти. В день погребения святителя образ Ватопедской Богоматери был принесен в Яковлевский монастырь и оставлен при его гробе. Впоследствии этой иконе было суждено стать одной из главных монастырских реликвий.
После возрождения Спасо-Яковлевского монастыря этой обители было поручено хранить еще одну великую святыню Ростова — мощи прп. Авраамия Ростовского, просветителя Ростовского края и родоначальника ростовского монашества, основателя древнейшего монастыря Северо-Восточной Руси.
Переезд группы в Нерехту. Ужин. Размещение группы на ночлег.

3 день

Литургия в Троице-Сыпановом Пахомиево-Нерехтском женском монастыре. Трапеза в монастырской трапезной. Экскурсия по обители.
Основателем обители был преподобный Пахомий Нерехтский, сын священника из города Владимира, ученик преподобного Сергия Радонежского.
Согласно житию, преподобный Пахомий принял монашество очень рано — в 12 лет — во владимирском монастыре Рождества Богородицы, одном из главных монастырей Руси, где в 1263 году был погребен великий князь Владимирский Александр Невский. Через несколько лет митрополичий наместник Алексий рукоположил его в сан диакона. После того как Алексий стал в 1353 году митрополитом Московским, он основал вблизи Владимира монастырь во имя святых Константина и Елены, чьим настоятелем он поставил преподобного Пахомия.
Через какое-то время подвижник решает уйти в пустыню и там основать новую обитель. Он уходит в костромские пределы, в город Нерехту, в окрестностях которой он нашел подходящее место. Этим местом стало городище у речки Гридевки, как сказано в житии Пахомия, «зовомое от древних человек Сыпаново» (вероятно, в древности на нем находилось языческое святилище). По благословению московского святителя Алексия преподобный Пахомий основал здесь небольшой Троицкий монастырь, бывший одним из самых первых, посвященных Святой Троице после Троице-Сергиева монастыря, основанного преподобным Сергием Радонежским. В житии Пахомия не говорится о его знакомстве с прп. Сергием, но по самому факту посвящения обители мы по праву можем отнести его к числу последователей и учеников великого Радонежского игумена. При помощи местных жителей преподобный Пахомий построил Троицкий храм, кельи и другие строения. Будучи иконописцем, он сам написал храмовую икону Святой Троицы. Преподобный Пахомий скончался 21 марта 1384 года и был погребен возле алтаря построенного им храма.

Посещение Свято-Успенского Тетеринского женского монастыря. Село Тетеринское, расположенное на горе близ города Нерехты, с XV века являлось вотчиной Горицкого мужского монастыря в Переславле-Залесском. В 1722–1725 годах здесь попечением и при личном участии настоятеля Горицкой обители архимандрита Льва (Юрлова, впоследствии епископа Воронежского; около 1678 — 1755) был возведен каменный храм в честь Успения Божией Матери с приделом во имя святителя Николая.
В Успенской Тетеринской пустыни хранится старинный венец, который является культурным наследием Киевской Руси и относится к концу двенадцатого века. В середине XVIII столетия в истории тетеринского храма совершилось знаменательное событие — явление местночтимой чудотворной Боголюбской иконы Пресвятой Богородицы. Возвращавшийся в село из Нерехты безногий калека, передвигавшийся на колясочке, утомился в пути, свернул с дороги к протекавшей рядом речке Бобровец и увидел на воде икону Царицы Небесной. Он добрался до села и рассказал собравшимся сельчанам о явлении образа. Народ со священниками вышел к месту обретения иконы, и она была принесена в храм. Впоследствии от иконы стали происходить чудесные знамения. Во время смертоносного поветрия в конце XVIII века ее обносили с крестным ходом вокруг села, и эпидемия не причинила вреда тетеринским жителям.
Святыни монастыря: местночтимая чудотворная Боголюбская икона Божией Матери, ковчег с частицами мощей Киево-Печерских святых, венец со святых мощей великомученицы Варвары.

Переезд г. в Кострому. Экскурсия по городу с посещением Свято-Троицкого Ипатьевского мужского монастыря.
В славном ряду духовных обителей Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь занимает особое место. Основанный в начале XIV столетия в честь Пресвятой Троицы и во имя святителя Ипатия епископа Гангрского, монастырь по праву считается одним из древнейших в нашем Отечестве. В XIV–XV веках, в период «собирания» Русской земли, обитель святого Ипатия являлась форпостом на северо-восточном рубеже Российского государства. История обители в это время связана с именами Великих князей Василия Ярославича, святого благоверного князя Дмитрия Донского, великого князя Московского и Владимирского Василия I Дмитриевича и великого князя Московского Василия II Темного, царей Иоанна IV Грозного, Федора Иоанновича, Бориса Годунова.
В XVII веке в Ипатьевском монастыре было положено начало прекращения Великой Смуты, грозившей уничтожением российской государственности. В 1613 году монастырь укрыл в своих стенах юного Михаила Романова. В святой обители начиналось славное трехсотлетнее царствование Дома Романовых. С этого момента за монастырем закрепилось название — «колыбель» Дома Романовых.
Посещение Богоявленского Анастасиина монастыря. Экскурсия по обители.
Анастасьинский монастырь в Костроме в 1426 году создал близкий родственник и ученик Сергия-чудотворца — старец Никита Костромской. Это событие состоялось в день Богоявления Господня, отчего обитель и получила свое первое название.
В наши дни монастырь расположен в историческом центре Костромы. А в середине XV века это была еще городская окраина: пустынное место с непроходимыми лесами.
Святыни монастыря: чудотворная Феодоровская икона Пресвятой Богородицы, святые мощи преподобного Никиты Костромского (почивают под спудом в подклете Богоявленско-Анастасииного кафедрального собора), святые мощи преподобного Тимона, старца Надеевского, крест-мощевик с частицами мощей 278 святых (из бывшего Богородицкого Игрицкого мужского монастыря), складень-мощевик с частицами Ризы Господней, пояса и ризы Пресвятой Богородицы (из Свято-Троицкого Ипатьевского мужского монастыря).
Переезд группы в Толгский женский монастырь. Ужин. Размещение группы на ночлег в монастырской гостинице.

4 день

Литургия в Толгском женском монастыре. Трапеза. Экскурсия по обители.
Свято-Введенский Толгский женский монастырь основан в 1314 г. на месте явления чудотворной иконы Божией Матери, именуемой Толгской. Сама Царица Небесная благословила эту землю явлением Своего чудотворного Образа, Который и по сей день хранится в обители, привлекая множество немощных, скорбящих и сирых, получающих по вере своей скорое вспоможение от Матери Божией.
Святыни монастыря: Толгская икона Божией Матери. В монастыре хранится частица Ризы Господа нашего Иисуса Христа (одеяние Христа, полученное по жребию одним из воинов, присутствовавших при Распятии (Ин. 19:23–24), к которой верующие могут приложиться во время богослужения. 26 мая 1988 года были обретены и перенесены в Толгскую обитель мощи учителя современного монашества, святителя Игнатия Брянчанинова. В осенне-зимнее время они находятся в Крестовоздвиженском храме, в летнее время переносятся в Введенский собор.
Переезд группы в г. Тутаев. Воскресенский собор. Экскурсия.
Подлинное украшение храма — самобытные фрески, сверху донизу покрывающие все потолки и стены. Сюжетами росписи послужили эпизоды Ветхого и Нового заветов. На южной стороне нарисована сцена райской жизни Адама и Евы, на западной — Ноев ковчег в волнах всемирного потопа, северная — посвящена истории Ионы. Огромная фреска повествует о строительстве Вавилонской башни. Встречаются и исторические сюжеты, к примеру, крещение Руси.
Многоярусный иконостас 17 века покрыт золоченой резьбой. В числе православных реликвий — распятие, принесенное сюда рекой еще в 15 веке, и образ Николая Мирликийского из деревянной слободской церкви, на месте которой возведен собор. В южном приделе установлена известная чудотворная икона — «Оранта». Уникальный образец русской резьбы по дереву — киот, выполненный в 1554 г. на сюжет из жития Николы Можайского. Шестикрылые серафимы поддерживают надпрестольную сень в виде увитой цветами сети.
Святыни собора: чудотворный образ Всемилостивого Спаса Нерукотворного — самая большая в России чудотворная икона Спасителя. По преданию написан святым Дионисием Глушицким в начале XV века, изначально являлся «небом» деревянного храма Бориса и Глеба. По завершении строительства каменного храма икону перенесли в летнюю Воскресенскую церковь. В 1749 году по указу святителя Арсения (Мацеевича) образ был вывезен в Ростов Великий. В 1793 году возвращен в собор. По древней традиции под образом Спаса принято проползать на коленях через специально устроенный лаз (обычно трижды).
Крест с Распятием в иконе «Страсти Христовы». Крест — XV–XVI век. Икона — конец XVII — начало XVIII века. По преданию, Крест приплыл по Волге и остановился напротив церковного места. В летнем храме Крест устанавливается в икону на северном столпе. На иконе пред Распятием предстоят Пресвятая Богородица, Мария Клеопова и Мария Магдалина (слева), Иоанн Богослов и Лонгин сотник (справа). По периметру образа, в клеймах, изображены Страсти Христовы.
Смоленская икона Божией Матери. Икона написана для иконостаса зимнего храма с более древнего образа и находится слева от Царских врат.
икона святителя Николая Чудотворца (Можайского) (1-я половина XVII века)
Переезд в г. Переславль-Залесский. Никитский монастырь. Это самый древний монастырь Переславля-Залесского, по некоторым данным основанный ранее 1186 г. Предание гласит, что его основал князь Борис, сын Владимира Красное Солнышко.
Монастырь стал известен благодаря подвигам переславского святого Никиты Столпника. Никита до пострижения в монахи был княжеским сборщиком податей при Юрии Долгоруком и пользовался крайне дурной славой мздоимца и корыстолюбца до тех пор, пока не раскаялся и не ушел в монастырь. По одним преданиям, раскаяться его заставило видение человеческой крови в котле с пищей в его доме, по другим — известия о княжеском гневе. По приходу к настоятелю Никитского монастыря он получил наказ три дня каяться до принятия в монастырь, и после пострижения носил, не снимая, вериги (железные цепи) и каменную шапку. Он был наделен даром врачевания и изгнания демонов; среди исцеленных им людей был Черниговский князь Михаил. В память об этом исцелении невдалеке от монастыря у дороги Москва-Ярославль стоит Черниговская часовня, построенная в 1702 г. Погиб Никита Столпник либо от рук людей, позарившихся на его вериги, казавшиеся серебряными, либо во время народных волнений, либо был убит посланцами князя. Посещение святого источника и купели.
Трапеза. Святыни монастыря: Мощи и вериги преподобного Никиты Столпника.
Отправление группы в Воронеж.

5 день

Возвращение группы в Воронеж ориентировочно в 07:00